АНТИКРИЗИСНАЯ МИМИКРИЯ

15 декабря 2014

 

 

 Активные фазы экономических кризисов требуют таких же активных мер противодействия. Принципиально это понимают все, но не все понимают, что и как можно сделать конкретно. Рассмотрим некоторые конкретные возможности… 

Так как состояние бизнеса и его конечная прибыль полностью зависят от конечного потребителя ( в большинстве случаев ), т.е. человека, в самом начале рассмотрим, как же изменяется его поведение в условиях экономического кризиса в сравнении с «благополучными» временами. 

 

Отметим основные изменения:

 

 

     Покупатель начинает выбирать и приобретать товар независимо от качества его упаковки.

Это очевидно - чем дешевле упаковка, тем ниже стоимость товара.    

     Покупатель начинает чаще возвращаться к покупкам на рынке, полагая, что рынок обеспечит более низкую цену за тот же товар, что представлен в торговых центрах и отдельных магазинах.

Такая покупательская практика или традиция сложилась по опыту, нажитому из пережитых ранее кризисов.  

     Покупатель менее отзывчив к рекламным и маркетинговым мероприятиям, направленным непосредственно на эмоциональное восприятие потенциального покупателя.

Подавляющая часть покупок человеком совершается уже по реальной необходимости и не планируется как замена чего-то хорошего и имеющегося дома, но морально устаревшего на что-то новое и современное и модное. 

     Покупатель делает выбор покупок в пользу не самых известных и раскрученных марок и фирм, выбирая товары альтернативных и менее известных и раскрученных марок и фирм.

Потребитель справедливо полагает, что сможет сэкономить немалую часть стоимости товаров возможно лишь с незначительной потерей в качестве альтернативного продукта. 

В принципе, для опытных специалистов по разработке и планированию рекламной и маркетинговой политики приведенных фактов вполне достаточно для того, чтобы со знанием дела приступить к разработке конкретных мер противодействия кризисным изменениям покупательского интереса.

 

Тем не менее, мы продолжим, и рассмотрим вопросы антикризисных мер чуть подробнее. 

 На уровне управления бизнесом в целом, в качестве возможных антикризисных мер, руководители в первую очередь рассматривают следующие мероприятия:

 

     Снижение себестоимости продукта.

     Снижение накладных расходов.

     Сокращение персонала.

     Снижение расходов на маркетинг и рекламу.

     Поиск путей повышения ликвидности активов предприятия ( если оно крупное ).

     Жёсткий контроль финансовых потоков. 

Но, все эти меры могут лишь приуменьшить негативные рыночные тенденции. 

Так или иначе, на бизнес должен думать не только и не столько о «снижениях» и «сокращениях», а о том, как переформатировать свою деятельность для эффективной работы в новых условиях и по новым правилам. А это уже другая задача – созидательная, стратегическая, маркетинговая.   

 Рассмотрим 5 основных направлений изменений маркетинговой стратегии,которые способны переформатировать имеющийся бизнес под новые условия и новые правила, если изменения будут реализованы профессионально: 

1.     Концентрация сил и усилий на главных направлениях. Что это значит? 

     Ограничить уже занятый рынок существующих потребителей только выгодными и перспективными клиентами. Предлагать им льготы и дополнительные услуги.

     Оберегать свою зону экономических интересов подавляя слабых конкурентов. 

2.     Работать с отпускными ценами. 

     Повышение цен нужно сопровождать определёнными льготами для тех или иных категорий потребителей.

     Понижение цены нужно сопровождать обязательной работой по дополнительной привязке к себе старых клиентов и привлечение новых потребителей. 

3.     Совершенствовать и оптимизировать каналы продвижения. 

Очевидно, что без вложений в продвижение ( СМИ и средства электронной коммуникации всех видов ) бизнес обречен. Не стоит на этом экономить, - нужно совершенствовать способы подачи и качество самих рекламных и стимулирующих покупки материалов. 

4.     Найти новое и уйти со старого. 

     Нужно критически оценить достижения на старых освоенных рынках и их перспективность для продолжения вложения усилий. При отрицательном прогнозе – покинуть депрессивный сегмент рынка.

     Нужно искать новые и перспективные сегменты рынка. Такие сегменты, на которые можно выйти с существующими продуктами или находящимися на «подходе». Туда, куда можно делать вложения с уверенностью в скорой отдаче и в росте потребления. 

5.     Лучше меньше дать, но больше взять. 

Если у вас большой ассортимент, то подумайте о его сокращении в пользу повышения доли недорогих продуктов. Именно на них будет повышаться спрос всё время кризиса.   

 Подводя итоги нужно отметить, что только лишь «механические» воздействия на бизнес путем сокращений и оптимизаций чего-либо, без интеллектуального поиска появляющихся в кризис новых возможностей и их реализации, едва ли приведёт бизнес к процветанию. Но, сохранить его «на плаву» будет легче.

 

Об этом модно говорить с 2008 года, но скептики тут же задают резонный вопрос о деньгах, которые однозначно потребуются, и которых у предпринимателей нет.

- Да, это так – без средств воспользоваться даже найденными возможностями воспользоваться сложно. Но… 

 Каждый бизнес имеете те или иные ресурсы. 

И не все они окажутся нужными после выполнения оговоренных выше мероприятий.

Их-то как раз можно «пустить» на новшества, просто продав или обменяв на что-то нужное. Это, как вариант. 

- На самом деле вариантов много, только нужно об этом хорошо подумать, и они станут видимы. 

Мобильные стенды для рекламы, выставок и презентаций - ещё вчера можно было повременить с их приобретением и использованием для продвижения и роста продаж. Но, времени на раздумывание уже почти нет – кризис не тормозит у порога и не спрашивает разрешение на вход…

 

Посмотреть примеры застройки выставочных стендов можно по ссылке:образцы стендов

Напоминание!Интересное видео на Youtube