Неофисный планктон - генезис

16 января 2014

Офисы многих компаний, русских и не очень, переполнены офисным планктоном. Бытие этой категории служащих сформировалось, устоялось, и было многократно высмеяно. Однако появился целый пласт людей, которые мечтают стать офисным планктоном, маленьким винтиком в теплом механизме, отвечая только за красоту электрических таблиц и свою собственную.

Но есть живые и бодрые, с горящими глазами и подвешенными языками. Эти «молодые профессионалы» покидают ту или иную alma mater в провинциальных городках и районах и готовы бороться за интересную работу не по специальности и головокружительную карьеру. Они готовы мотаться по клиентам в жару и снег, делать сотни холодных звонков в день, общаться с «марьваннами» в закупках и Рафиками Шалвовичами из ЧП Гогорита на рынках.

Их, именно их ждут с распростертыми объятьями и непрерывно впитывают бесконечные отделы продаж. Наидостойнейшие попадают в международные корпорации, замечательным достается работа у дистрибуторов этих корпораций, просто хорошие пашут на наших предприимчивых и не очень соотечественников, остальные продают нам кредитные карты, юридические услуги и услуги интернета. Но все они отдают себя самому смыслу любого бизнеса – продажам.

Так почему же, посещая офисы продаж разных компаний, я очень редко встречаю этих задорных, горящих, по-хорошему наглых и профессиональных продавцов? Почему передо мной только перемолотые надежды, пережеванные ожидания и остывающий пепел в глазах? Почему я вижу только полевой планктон? Откуда он появляется? Куда исчезают решительно настроенные молодые люди, о которых я писал выше?

Несмотря на то, что всю жизнь этих людей занимает работа (не потому, что нравится, а потому что с 7.00 до 21.00 и часто с выходными), их работа подчиняется «принципу минимального удовлетворения»: если они будут делать работу хоть немного хуже, их уволят, а лучше они не хотят. Конечно, любой руководитель был бы рад, если бы его люди работали лучше, но сделать для этого хоть что-то он не хочет и, как правило, не умеет. Да и времени на подобные пустяки жаль.

Да и бог бы с ним, с этим полевым планктоном. Страна большая, наберем новых, молодых и энергичных, мотивированных и готовых инвестировать короткую молодость в собственную карьеру. Беда в том, что рабочий коллектив живет по принципу корзины с яблоками.

Принцип корзины с яблоками: положите в корзину с яблоками одно гнилое, и через пару дней у вас будет корзина гнилых яблок.

Чтобы идентифицировать представителей полевого планктона вам достаточно провести с ними некоторое время. Что же вы гарантированно увидите в полевом планктоне?

 Самый важный навык – умение отмазываться

Это первое, чему учится любой продажник. Ни один представитель полевого планктона никогда не ответит вам прямо на заданный вопрос, он немедленно начнет отмазываться. У каждого продажника заготовлен свой, почти бесконечный хит-лист отмазок. Отвечая на любой вопрос, он идет по этому листу сверху вниз, до тех пор пока вам не надоест, и вы не отстанете, чего он и добивался. 

 

- Вася, сколько ты сегодня продал?

- Ну, сегодня очень плохой день. Среда всегда день не очень. Да еще погода подкачала. Три клиента закрылись на ремонт. В ЧП Гогорита новый закупщик.

- Вася, я не об этом, просто скажи цифру.

- Я сразу говорил, что планы на сегодня завышены.

- Вася, просто цифру.....

- А еще оптовики начали продавать со скидками. У конкурентов цена ниже. И вообще новый продукт продается плохо. В стране коррупция. На Кипре финансовый кризис и гороскоп сегодня ник чертям...

- Ваааасяяяяяя!!!! Циииифру!!!

Ответственность за результат отсутствует

 

За результат отвечают все, кроме полевого планктона. Начальник ставит невыполнимые задачи, клиенты не покупают, товар не продается, конкуренты конкурируют, рынок падает, крокодил не ловится, не растет кокос. Самый заметный индикатор внутренней отстраненности от ответственности – язык, на котором происходит отмазывание. Вы никогда не услышите в этом языке: «Я не сделал...», «Я не продал...», «Я не сумел...». Особо яркое отстранение происходит в третьем лице: «Не получилось».

- Вася, как прошел визит к клиенту ЧП Гогорита?

Они купили меньше, чем запланировано.

- Почему?

Новый закупщик сделал осторожный заказ.

- Что с промо-акцией?

- Это не сработало, т.к. конкуренты предложили лучшие условия.

- Что с оборудованием?

- Оно не понравилосьони отказались.

Отсутствует мотивация

   Фиксированного оклада планктону достаточно для жизни, он научился довольствоваться этой суммой и особо уже не старается получить бонусную часть. На программы поощрения планктон не реагирует и в них не участвует. Лозунги и призывы к ударному труду бессмысленны и высмеиваются, в лучшем случае, в кулуарах. Даже угрозы производят кратковременный эффект – до первой невыполненной. Продается столько, сколько покупают клиенты, не более.

Одна крупная компания постоянно проводила мотивационные программы для отдела продаж. Правила были просты – сделай определенную работу по развитию рынка, сфотографируй и пришли фотографии. Лучшие 30 наборов фотографий получали достойный подарок или приличный денежный бонус. Я, продажник в то время, всегда участвовал и гарантированно побеждал. Гарантированность была в том, что из тысячи сотрудников отдела продаж каждый раз фотографии присылали менее тридцати человек. Можно было делать работу наинижайшего качества, главное было прислать фотографии. Но, даже понимая это, меньше 30 людей из 1000 ударяли пальцем о палец.

  «Собиралка» заказов

 

  Вот тут планктон в самом деле не кривит душой, когда отмазывается. Все действительно так – продается столько, сколько купили клиенты. Сам планктон ничего не продает, он не хочет, да и не умеет. До «формирования заказа» дело никогда не доходит, это сложно, муторно, да еще потом придется убеждать Рафика Шалвовича, что заказ должен быть именно такой. Да и Рафик Шалвович – молодец, уже набросал заказ на сигаретной пачке. Спасибо, брат.

Два простых теста эффективности «старичков-продажников», которые проводила одна большая компания.

1.     Эффект «Старого коня». В рамках реструктуризации отдела продаж, несколько новичков были отправлены к клиентам, с которыми раньше работали старые и опытные «зубры», приносившие стабильный объем с этих клиентов месяц за месяцем. Как и ожидалось, новички без опыта дали прирост 30% по этим клиентам уже с первой недели работы. Воистину глубоко не пашут.

2.     Эффект «Плацебо». К опытному продажнику подсаживался на весь день человек с каким-нибудь громким титулом. Ему ставили задачу наблюдать, пописывать в блокнотик, но при этом молчать и ни во что не вмешиваться. Продажи такого дня всегда вырастали на четверть, по сравнению со средними.

Отсутствие базовых навыков

Эти люди мало что знают и умеют. Как правило, отсутствуют простейшие навыки продаж, нет базовых финансовых навыков, очень часто ярко выражено косноязычие и неумение складно выражать свои мысли. Полевой планктон не верит в обучение: тренинги – для лохов-новичков, обучение на рабочем месте – серьезная помеха в личной и семейной жизни.

Начиная работу в одной из компаний, я задал группе продажников вопрос на проверку базовых знаний: «Назовите мне шесть шагов визита в торговую точку». Получив разнонаправленные, часто противоречащие друг другу ответы, я понял, что единого понимания базовых вещей в отделе продаж нет. Особенно с учетом того, что на тот момент в компании было не шесть, а пять шагов визита в торговую точку. Естественно, что если люди чего-то не знают, то они точно этого не делают.

Самый главный навык – построение отношений с клиентами

Зачем планктону чему-то учиться, если у него есть «хорошие отношения с клиентами»? При этом, любая сделанная работа объясняется как сделанная «на хороших отношениях».

Планктон не может объяснить, почему тут у него получилось, а там нет, кроме того, есть подсознательная надежда, что носителя этих уникальных отношений все будут беречь, как зеницу ока.

Наиболее часто про важность «хороших отношений» с клиентами я слышал в компании с текучкой в отделе продаж в 60% в год и изменением маршрутов посещения клиентов четыре раза в год. То есть времени на выстраивание каких-либо отношений у продажников просто не было. В результате, отношения с клиентами вынужденно строились на постоянных уступках, манипуляциях с бюджетами, маркетинговыми акциями и оборудованием.

Полевой планктон постоянно отдавал клиенту что-то в обмен на стандартный заказ, не умея делать работу по-другому. В итоге, когда не было промо-акций, клиенты отказывались от заказа, говоря, что они подождут акцию и тогда купят больше. Симптоматично, что словарь, используемый отделом продаж, состоял из слов «впарить», «накрячить» и «зарядить». Вот только они не до конца осознавали кто кого «накрячивает».

Каждый сам за себя

Каждая полевая планктонина заботится только о себе, о выполнении своих личных задач, часто в ущерб командным целям. Командный дух у полевого планктона просыпается только в моменты сопротивления изменениям. Они организованно отторгают все новое и приводят тысячи аргументов против. Любой из них, кто попробует привести аргументы «за» или поделиться позитивным опытом, будет обвинен в отсутствии «командного духа». Такой человек демонстрирует возможность делать больше и этим подводит своих коллег, которые просто не хотят работать лучше.

Однажды я наблюдал разбор полетов в одном отделе продаж. Мало кто выполнил план по продажам и все «отмазывались», говоря о плохой погоде. Такая отмазка с легкостью принималась руководством на всех уровнях организации и даже стала стандартом де-факто, как только на солнце набегало малейшее облачко. Когда дошло дело до тех, кто даже в плохую погоду план выполнил, они не стали с гордость рассказывать об успехах, они стали смущенно оправдываться и объяснять выполнение плана неудачным стечением положительных факторов. В этом отделе продаж выделяться и делать работу хорошо было не принято.

Все новая и новая молодежь приходит в зараженные полевым планктоном организации и через несколько месяцев начинает «соответствовать высоким критериям персонала». Этих людей уже очень трудно выправить, а дайте им притереться, прожить в этом окружении в течение нескольких лет, пройти пару ступеней вверх и их уже не вылечить.

Не зря многие компании, если у них есть выбор, предпочитают нанимать новичков, а не брать «опытных» сотрудников. Весь их «опыт» описан выше и не стоит выеденного яйца. Проще научить с нуля, чем переучивать. Что хуже, вероятнее всего, тут нужно не переучивать, а переделывать культуру.

 Полевой планктон – порочный круг. Попадая в трясину полевого планктона, очень трудно вырваться. Отпечаток остается навсегда, поэтому многие компании не нанимают «опытных» людей, им проще научить, чем переделать.

Можно ли разорвать порочный круг? Можно. Для этого нужно изменить культуру менеджмента.

Сложно? Очень. Долго? Довольно долго. По моему опыту на это нужно от нескольких недель до нескольких месяцев. Частью корпоративной культуры это станет не ранее, чем через год. Самый главный вопрос – как это сделать? Но это уже совсем другая история.