ВОЛШЕБНЫЙ КЛЮЧИК КАРЬЕРНОГО РОСТА!

16 января 2014

"За понимание!" - кто не помнит этот тост из уст актёра Алексея Булдакова? Понимание это волшебный ключик, открывающий потаённые замочки человеческой души. Этот же ключик открывает двери к эскалатору карьерного роста. Понимание - это причина успеха многих выдающихся бизнесменов и людей творческих профессий.

Приятно находиться в обществе, в котором тебя понимают с полуслова. Можно расслабиться и не пытаться казаться лучше, чем ты есть на самом деле. Главное, что не надо беспокоиться о внезапном выпаде недоброжелателей со спины. В среде понимающих с полуслова людей недоброжелатели тоже есть, но их на порядок меньше.

Понимание активно эксплуатируется даже в рекламе. Многим знаком слоган широко известной компании: " Для тех, кто понимает!". Представьте, насколько психологически важно человеку считать себя частью избранного общества людей, понимающих что-то важное и непостижимое для всех остальных, что на этом стремлении формируются рекламные стратегии лидеров мирового бизнеса!

Может ли орел понять сову? На первый взгляд ответ очевиден: орел и сова принадлежат к категории хищников, не говоря уже о том, что и те и те являются птицами. Но орлы хорошие родители, бережно выхаживающие своё потомство, а совы подкидывают своё потомство на воспитание в гнёзда чужих птиц. Поймет ли орёл сову? - Я уверен, что нет. Может кто-то сомневается в этом?

Пример с птицами показывает, что для возникновения понимания между живыми существами недостаточно иметь общие видовые признаки. Надо иметь что-то другое, более важное и значимое. Например, общее желание. Как это работает?

Кому-то наверняка посчастливилось побывать в дельфинарии и насладиться игрой морских млекопитающих со зрителями. Кто не видел это зрелище собственными глазами, тот наверняка видел это хоть раз по телевизиру. В некоторых случаях уровень понимания между людьми и представителями фауны просто поражает воображение, они понимают друг друга без слов!

Хочется улыбнуться в ответ человеку, который понял наше желание или просьбу с полуслова. Нам хочется оставить понимающему официанту или таксисту повышенные чаевые. Понимающей супруге хочется "лишний раз" подарить букетик цветов или шоколадку.

 В общем, понимающие люди чаще делают друг другу что-то приятное тем способом, который вписывается в образ принятых ими взаимоотношений. От понимающих людей мы не ждем неприятностей, по крайней мере, сознательных. От них мы ждём поддержки и даже уверены в ней. Если есть выбор, мы стремимся к общению исключительно с понимающими людьми.

Та же ситуация и на рабочем месте. Нас больше привлекают люди, понимающие нас, чем люди профессионально безупречные, но не способные к пониманию. Мы стареемся минимизировать до уровня вынужденной необходимости время общения с профессионалами в пользу понимающих сотрудников. Так происходит в основном. Но, бывают и исключения. Они бывают там, где психологические особенности людей учтены заранее и предусмотрены в регламентах организаций, что снижает уровень рисков от пристрастного отношения к подчинённым. Там, где результат превыше всего, например, в военизированных организациях. В большинстве же случаев человеческий фактор, ( понимание ), играет первую скрипку в микроклимате организаций.

Руководители ценят профессионалов и стараются адекватно поощрять их материально. Но, редкий руководитель станет продвигать профессионала по служебной лестнице, если рядом есть другой человек, менее профессиональный, но отличающийся способностью к пониманию самого руководителя. Сплошь и рядом руководителей окружают понимающие люди на вторых ролях, но профессионалы чаще всего на третьих ролях. Счастливые исключения встречаются, когда профессионал не только специалист, но и понимающий руководителя человек. Это идеальные случаи.

Надо сказать, что в таком положении вещей ничего страшного или плохого нет, в основном. Каждый хорошо делает своё дело на своём месте: профессионал решает конкретные задачи и не отвлекается на административную работу, в это время понимающие люди из ближайшего окружения руководителя занимаются административной работой, разгружая от неё технических профессионалов. Организация продвигается вперёд.

Всё в принципе хорошо и сбалансировано, если руководитель не перегибает палку и сам является профессионалом в области управления. В противном случае, вверенная ему организация или служба нарушает здоровый баланс и превращается в феодальное сообщество, которое со временем деградирует и банкротится.

Игнорировать психологические мотивы поступков людей, особенно руководителей, нельзя! Причём, это надо учитывать и собственникам, - которым важно вести свой бизнес по пути процветания, и наёмному персоналу, - которому важно иметь перспективы карьерного роста не только в теории, но и на практике.

Для наёмных сотрудников в первую очередь важно самому себе определить желаемую роль: обеспеченного профессионала, или приближенного к руководителю административного работника, что свойственно понимающим руководителя людям. Тогда будет очевиден путь собственно развития и пути карьерного роста. Ведь среди профессионалов также возможен карьерный рост, как и среди административных работников только карьерные лестницы у них разные.   

Если же говорить о карьерном росте на каждой лестнице в отдельности, то общее правило одно - надо быть лучшим из всех, кто находится рядом с вами. В чём именно лучшим зависит от специфики организации и конкретного рабочего места. В любом случае, чтобы выделиться из толпы надо научиться корректно себя рекламировать. Для этого вам не понадобится оборудование для рекламы, но некоторые навыки PR придётся отработать до автоматизма.